Как разобрать shimano

В один прекрасный день приходит время заменить блок ведомых звезд на велосипеде. Я как и многие велосипедисты решил заменить трещотку самостоятельно. Как оказалось, это просто, если купить необходимые инструменты. В этой статье я снял старую трещотку, установил новую и показал, как можно обслужить (смазать) ее.

Здравствуйте, уважаемые посетители. В дневнике я уже написал о том, что разбирал свою планетарную втулку Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41) с ножным тормозом, поскольку в её работе стали возникать проблемы. С помощью разбора и осмотра внутренностей, мною планировалось выяснить, в чём же является причина проблем и попытаться эту причину устранить. Для тех, кто ещё не читал дневник моей планетарки, где я подробно описываю все нюансы эксплуатации и возникающие с втулкой проблемы, хочу поясниь, что проблемы заключаются в наличии посторонних звуков во время езды — постукивания, похрустывания и что самое печальное — проскоков сцепления. Это уже не первая разборка втулки с фотографированием внутренностей. Второй пост с фотографиями смотрите по этой ссылке.

Я предположил, что причин проскоков сцепления может быть две — либо залипание собачек на смазке, либо физический износ деталей втулки. Для того, чтобы узнать наверняка, я решился и вскрыл планетарку. Давайте посмотрим, как это было.

После откручивания гаек и снятия тормозного рычага, совмещённого с конусом, моему взору открылась следующая картина:

Как видите, внутри всё забито смазкой, возможно именно из-за неё залипают собачки и сцепление периодически проскакивает. После я вытащил начинку втулки, называемую производителем «внутренний узел». Смотрим, как выглядит ступица изнутри, вид со стороны привода, конечно же перед съёмкой всё очистил от смазки:

Вид под другим углом со стороны привода, для лучшего рассмотрения:

Внутренняя поверхность ступицы со стороны тормоза:

reklama

Далее перейдём к деталям. Единственной отдельной от внутреннего узла деталью, является подшипник, располагающийся со стороны тормоза, его вы могли видеть на первой фотографии. Здесь он в очищенном от смазки виде, состояние идеальное:

Теперь рассмотрим внутренний узел, сначала как есть, в смазке. Здесь на фотографии сняты тормозные колодки:

Вид под другим углом, чуть поближе, со стороны привода:

Для того, чтобы разобрать внутренний узел, нужно сначала снять тормозные колодки, а затем убрать стопорную шайбу (первая слева на фотографии), которая располагается сразу перед тормозной муфтой, :

reklama

После я разобрал внутренний узел, очистил детали от смазки и переснял каждую отдельно. Показывать начну со стороны тормоза, а там первой деталью являются конечно же тормозные колодки. Так они выглядят:

Износ отсутствует, поскольку задним тормозом я пользуюсь очень редко. Колодки состоят из двух половинок, с одной стороны имеются пазы, куда соответствующими выступами вставляется тормозной рычаг, предотвращающий проворачивание колодок и обеспечивающий тем самым работу тормоза:

Колодки соединяются кольцевой возвратной пружиной, которая стягивает их во избежание трения на холостом ходу:

Внутренняя поверхность колодок, здесь можно заметить отметины от роликов муфты. Пожалуй это единственные явно видимые признаки износа среди всех деталей втулки, хотя тормозом я как раз таки почти не пользовался:

reklama

Далее по списку — водило с сателлитами, совмещённое с тормозной муфтой, я не стал разбирать этот узел на составные части:

Мною был осмотрен каждый сателлит, признаков износа не обнаружено:

Сателлиты чуть покрупнее:

Вид на сателлиты и водило изнутри:

Переходим к кольцевой шестерне, общий вид:

reklama

Одна из двух собачек крупным планом:

Вид покрупнее, изнутри, со стороны собачек:

Вид покрупнее, со стороны зубьев:

Ещё крупнее, как видите, износ зубьев отсутствует:

И напоследок, оставшийся узел, который я также не стал разбирать более детально — ось с приводом. Общий вид:

reklama

Вид под другим углом, чуть ближе:

Ещё один ракурс, крупнее:

Солнечная шестерня крупным планом, износ отсутствует:

Вид с другой стороны:

Единственное, что я ещё не показал отдельно — знаменитый в узких кругах подшипник с пластиковым сепаратором, он располагается со стороны звёздочки на приводе:

И в завершение, все детали в одном кадре, исключая тормозные колодки:

Как выяснилось, все детали втулки находятся в отличном состоянии, то есть причина проскоков сцепления не износ. Остаётся вариант с залипанием собачек. После фотосъёмки, я смазал все детали втулки точечно, только там, где это необходимо, чтобы избежать попадания смазки на собачки. Ну а далее соответственно собрал втулку и отправился проверять.

Помогла ли очистка собачек от смазки, читайте в дневнике планетарной втулки по этой ссылке. Спасибо за внимание!

Снятие трещотки

Чтобы снять трещотку, достаточно иметь специальный съемник. Он выглядит примерно так:

съемник трещотки велосипеда

Обратите внимание, что на велосипедах бывают кассеты и трещотки. Это разные вещи! Для них нужны разные съемники. Чем отличается трещотка от кассеты — читайте здесь.

Если у вас есть необходимый инструмент, то дальнейшие действия — это дело техники.

Нужно вставить съемник в углубление трещотки и откручивать против часовой стрелки. Тут как раз и могут возникнуть первые трудности, так как съемник требует большого гаечного ключа или головки. Мой съемник откручивается ключом на 21.

Когда я кинулся искать ключ, у меня такого не оказалось. Пришлось проявить смекалку и сходить в машину, где был взят баллонный ключ, который идеально подошел. После чего трещотка была откручена.

снятие трещетки со втулки велосипеда

Так как трещотка закручивается при эксплуатации ногами велосипедиста, то часто бывает непросто открутить её обратно. В 80% случаев приходится использовать дополнительный рычаг. Я использую старый подседельный штырь в паре с баллонным ключом.

Разборка трещотки для обслуживания

Иногда меня спрашивают: «Нужно ли обслуживать трещотку?»

Честно скажу, я не вижу в этом никакого смысла, так как, скорее всего, у вас быстрее износятся звезды, чем исчезнет смазка внутри трещотки, плюс в ней достаточно много шариков, которые предательски рассыпаются в разные стороны. Я на своем велосипеде меняю трещотку раз в год, и проезжает она у меня около 3-5 тысяч. За это время я не смазываю внутренние шарики ни разу.

Обслуживать трещотку, скорее всего, потребуется, только если она какая-то редкая или подверглась большим количеством воды.

Как же я разбирал свою трещотку:

Если у вас трещотка, то на ней вы можете увидеть два отверстия. Если таких отверстий нет, то это наверняка кассета. На фото я взял шуруп и вставил его в одно из таких отверстий, эти отверстия нужны, чтобы открутить крышку и добраться до подшипников. Резьба у этой крышки обратная, то есть, чтобы открутить ее, нужно откручивать по часовой стрелке. Я открутил крышку с помощью шурупа и молоточка. Маленькими ударами молоточком — и крышка откручена, сразу под ней вы увидите подшипники. Вот они какие маленькие:

Но это еще не все подшипники. Когда вы начнете поднимать блок звездочек (крышка, которую мы открутили, их держала на месте) посыплются нижние подшипники трещотки, поэтому подготовьте заранее резервуар (тряпку), чтобы шарики не разбежались по полу.

Обратная сторона звездочек трещотки:

После снятия звезд у вас останется вторая часть трещотки на втулке колеса. Как это выглядит можно увидеть на фото выше, где я писал об откручивании трещотки.

Чтобы, собственно, обслужить трещотку, вам потребуется почистить подшипники и дорожки, по которым они бегают, и нанести новую смазку (я использовал литол 24).

Для переборки трещотки никаких специальных ключей не нужно! Вам потребуется только отвертка (гвоздь) и молоток.

Установка трещотки

Установить трещотку не составит труда. Берем новую трещотку и накручиваем ее на втулку колеса. Ключом затягивать сильно нет необходимости, в дальнейшем педалями затяните как надо. Предварительно нужно смазать литолом резьбу на втулке и трещотке, чтобы откручивать следующий раз было легче.

Всем успешного ремонта.

P.S. Если вы хотите себе надежную втулку, то следует присмотрется к втулкам под кассеты, так как они более надежны в эксплуатации.

Снятие каретки с велосипеда и ее обслуживание

В нашей статье, мы рассмотрим обслуживание кареток открытого типа Shimano. Каретка может быть с насыпными подшипниками, поэтому при снятии будьте бдительны, так как шарики могут рассыпаться в разные стороны, а также в виде неразборного картриджа.

Инструмент - выжимка шатуна

Для того, чтоб снять шатуны с оси каретки, нам понадобится выжимка шатуна. Выжимка состоит из двух составляющих: правая сторона предназначена для выжимки шатуна с оси каретки, а левая – для съема фиксирующего болта шатунов.

Фиксирующая гайка шатуна

Первым делом отвинчиваем затягивающие болты шатунов или иными словами винт , который находятся на конце вала каретки, с помощью педального ключа. В некоторых случаях, эти винты могут быть скрыты под пластиковыми заглушками, которые легко снимаются с помощью плоской отвертки.

После снятия фиксирующих болтов, с помощью выжимки шатунов, закручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора, но здесь нужно производить закручивание поступательно и без особых усилий, чтоб не сорвать резьбу. Снимаем шатун с оси каретки и протираем посадочные места. После того, как сняли шатуны с вала каретки, необходимо снять саму каретку, для этого понадобится съемник каретки shimano.

Если же у Вас другой тип каретки, то Вам понадобятся другие съемники каретки. Кроме съемника для shiamno, есть еще съемник для интегрированных чашек кареток и подходит для HOLLOWTECH II, GXP, Howitzer. Еще один съемник для кареток стандарта ISIS с 8-ми шлицевыми креплением съемника и подходит для производителей Shimano, Truvativ и SRAM. Все виды съемников могут быть еще укомплектованы рукоятками, и Вам не понадобится разводной ключ.

Откручивая каретку, необходимо помнить, что снятие каретки необходимо производить с левой стороны, т. е. с той стороны, где нет звезд на шатуне. Берем съемник, вставляем его в шлицы каретки с левой стороны и разводным ключом крутим против часовой стрелки. Очень важно избегать всяческих перекосов съемника при откручивании чашек каретки, чтоб не повредить саму чашку и съемник.

Съемник каретки Shimano

Крутить нужно до тех пор, пока чашка каретки не открутится. После этого, аналогичные действия выполняем с правой стороны, только здесь нужно учесть тот факт, что крутить нужно по часовой стрелке. После произведенных действий, каретка велосипеда будет снята. При замене каретки, старую каретку можно выбросить, а новую поставить. При обслуживании каретки подшипники можно просто заменить на новые.

После того, как каретка была снята, необходимо проверить кареточный стакан на предмет грязи, песка и прочего, которые могли туда попасть, как через каретку, так и подседельную трубу велосипеда.

Съемник каретки Howitzer

Для обслуживания каретки разборного типа, берем чашки каретки и проверяем состояние подшипников. Тщательно протираем чистой тряпкой сами подшипники и посадочные места от старой смазки и того, что от нее осталось. Резьбу каретки можно промыть, использовать при этом можно керосин, бензин либо WD-40. Протираем насухо тряпкой. После этого берем любую густую смазку и небольшим количеством смазываем посадочные места и поставив подшипники еще немного добавляем смазку. Однако, каретки разборного типа являются недолговечными и требует частого обслуживания и регулировки подшипников.

Съемник каретки стандарта ISIS

Если же каретка неразборная (картриджного типа) и у Вас возникли с ней какие-то проблемы, то лучше заменить ее на новую. Для покупки новой каретки, Вам необходимо знать длину вала, ширину (68 или 73 мм) и тип соединения с шатунами.

Если у Вас интегрированная каретка, то поменять промподшипники можно путем замены промов. Для проверки состояния промподшипников, снимаем пыльник и видим старые подшипники. Снять их можно специальным съемником для внутренних подшипников или же выбыть молотком и стамеской (не рекомендуется). Чистим и смазываем посадочное место, после чего ставим новые промподшипники.

Перед установкой каретки необходимо протереть и смазать все резьбовые соединения.

Установка каретки велосипеда

При сборке каретки главное – правильно поставить чашки. Напомню, что они имеют разную резьбу, а именно — правая чашка имеет левую резьбу, а левая – правую. Перед установкой каретки, смазываем кареточный стакан, подшипники и резьбу чашек густой смазкой. Сбор каретки нужно начинать производить с правой стороны. Для начала, ось каретки вставляем в правую чашку и закручиваем съемником каретки, а затем левую до упора. После того, как чашки каретки были закручены, необходимо проверить каретку на предмет отсутствия люфта (каретка должна крутиться легко и бесшумно). Для этого крутим ось каретки в разные стороны. Будьте внимательны и следите, чтоб чашка пошла ровно по резьбе, так как ее очень легко повредить. Ставим на место шатуны и фиксирующие винты.

стойки для ремонта велосипеда в домашних условиях

  • Для ремонта и обслуживания велосипеда в домашних условиях рекомендуем использовать специальные стойки.
  • Какие велоинструменты должен иметь каждый уважающий себя велосипедист
  • Скрипит велосипед когда крутишь педали? www.velosipedinfo.ru/skripit-velosiped

Вот как надо делать ремонт велосипеда

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5

(Пока оценок нет)

Загрузка…

Направляющие ролики изнашиваются

Треснувший ролик заднего переключателя Shimano XT

Убить можно и ролики. Я с этим столкнулся и на своем Scapin MTB, и на Trek Eqinox E7. Причем, они были убиты весьма оригинальным способом.

На переключателе Shimano XT (MTB-шный байк) ролик треснул из-за неправильного переключения. Вариантов могло быть два: либо переклюк сразу перекинули больше, чем на три звезды, либо переключили передачи под давлением могучих ног. В результате ролик подклинило — и он треснул. Я попытался его склеить при помощи суперклея — но это помогло ровно на 2 поездки. После чего я просто его поменял на новый.

Пыльная смазка в роликах переключателя

Не работающий задний переключатель Shimano 105

Второй вариант изношенных роликов более утонченно-извращенный. Я уже писал о том, что предыдущий хозяин Trek Eqinox E7 просто мазал толстый слой солидола на цепь. И этот солидол мало того, что цеплял пыль, он еще и набивался во все щели. То есть такая абразивная смазка попадает во все подшипники. После разборки ролика я увидел, что он забился в латунный подшипник скольжения.

Убитый и новый внешние ролики заднего переключателя Shimano 105

В результате подшипник разбило-расточило (зубья на ролике были абсолютно целые) и ролик начал люфтить на оси. Он люфтил до такой степени, что в крайнем левом положении доставал до одной звездочки, а в правом — до второй. При этом сам переключатель стоял на месте.

Убитый и новый направляющие ролики Shimano 105

Пришлось доставать новые ролики от Shimano XT (благо у меня был комплект «на всякий случай» — и ставить вместо убитых. Внешний (Narrow) новый ролик оказался на промподшипнике, старый был просто скольжения. Новый направляющий ролик (G-Pulley) оказался на керамическом подшипнике, то есть практически вечный, если не смазывать 🙂

Используем фиксатор резьбы ABRO THREADLOCK для сборки

Рамка на переключателе Shimano 105  сделана из алюминия, поэтому затягивать болты крепления сильно нельзя. Был взят любимый фиксатор резьбы, нанесен на болтики. После этого болтики были плотно вкручены в отверстия. Очень внимательно следите за усилием, повторюсь. Просто если сорвете резьбу в алюминиевой рамке — то ее будет очень сложно восстановить. Можно, конечно, будет вкрутить туда обычный болт с гайкой, но это как-то некошерно 🙂

В результате всех работ получаем собранный задний переклюк, полностью готовый к работе 🙂 Как его настроить и отрегулировать — в следующей записи.

А вы сами когда-нибудь перебирали задние переключатели?

Алекс «На Байке» Сидоров

Блюдо дня:  Качели под водопадом 🙂 Интересно — вода включается в зависимости от положения качелей, или приходится «попадать» в промежутки?

Похожие записи:

  1. Как легко отрегулировать задний переключатель велосипеда Настроить задний переключатель (Shimano, SRAM) легче, чем вы думаете. Это…
  2. Замена тормозных колодок Cane Creek SCR-3 В прошлый раз при заказе запчастей с Чейна все прошло…
  3. Доработка и установка переднего крыла CRUD ROADRACER MKII Так как крылья CRUD ROADRACER MKII изначально были рассчитаны на обычный…
  4. 300rpm на турбо-трейнере + 3 пробитые камеры Несколько дней  назад я взорвал колесо при первой обкатке турбо-тренежера для…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: